Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом

Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом Тренировки

Что такое эскапизм

Эскапизм — это подмена реальных отно­ше­ний миром вооб­ра­жае­мых. Бегство от обы­ден­ности, рутины и обяза­тельств жизни в фан­тазии, социаль­ные сети, безгра­нич­ные возмож­ности интер­нета, хобби, спорт, любовь и отно­ше­ния, путе­шест­вия и искус­ство, алко­голь, затвор­ни­чество.

Современная проблема — это создание ложной идентичности в интернете

Двойник, выстроенный фильтрами на любой вкус. Он отвечает всем тайным желаниям человека, которые в реальности он не может реализовать. В интернете он имеет безграничные возможности самопрезентации.

Человек создает новый образ, но при этом в реальности остается собой — например, лежащим лениво на диване в грязном халате. Со временем ему сложно смотреть на себя в зеркало и видеть реальный облик, который менее привлекательный, чем в Сети. Из-за этого часто возникает депрессия.

Эскапизм, или другими словами, уход от реальности путем погружения в чтение, творчество, хобби, религию или с помощью других способов, которые позволяют избежать неприятностей, скуки и нерешенных проблем. Термин произошел от английского слова escape — сбежать, вырваться, спастись, избежать, избавиться. С точки зрения психологии эскапизм расценивается, как поиск убежища.

У каждого человека в жизни бывают моменты, когда его поглощает какое-то занятие, книга, сериал, да что угодно. Это и становится тем самым “убежищем”, осознанным или неосознанным уходом от реальности. И дети в этом плане – не исключения, а скорее наоборот, в век цифровых технологий, интернета и нескончаемого потока информации, эскапизм процветает среди детей и подростков.

Читайте также:  8 главных ошибок в технике бега

Для подрастающего поколения убежищем становятся просторы интернета, которые способны заменить живое общение и удовлетворить любые интересы и потребности.

Почему рутина — это хорошо

Игра должна прерваться, а праздники и выход­ные закан­чи­ваться. Из путе­шествия чело­век возвра­щается в свое ком­форт­ное и разме­ренное сущест­во­вание, возоб­нов­ляет при­выч­ную рутину.

Заход в интер­нет должен иметь вре­мен­ный характер — а выход возвра­щать к своим ощуще­ниям и обыч­ной жизни с телес­ными пере­жива­ниями проис­хо­дя­щего вокруг. Если выб­рать празд­ник как спо­соб жизни, то он быстро нас­кучит и превра­тится в рутину.

Эскапизм необходим для повседневности в тех пре­делах, где сохра­няется связь с миром обыден­ности и обес­печи­вается возврат в него. Повсед­нев­ность необ­хо­дима, чтобы поддер­живать и удовле­творять свои жиз­нен­ные потреб­ности, сохра­нять социаль­ные отно­шения, иметь твер­дую опору в виде собственных правил и ценностей, соблюдать и пони­мать социаль­ные. Если эта связь прер­вана, речь идет о психо­логи­чес­ких слож­ностях и нару­шен­ном пове­дении.

Почему это происходит?

Дети-подростки, особенно это касается возраста 10-15 лет, еще не обладают достаточной мотивацией, уверенностью в себе и терпением, чтобы бороться за свои истинные желания и потребности. Они не способны в достаточной мере противостоять окружающим еще и в силу того, что сами до конца не могут разобраться в себе.

В конце концов, неудачные попытки борьбы “за свою правду” надоедают и новые не предпринимаются. Результатом такого стечения обстоятельств становится неудовлетворенность жизнью, и как следствие попытка уйти от проблем любым доступным способом. 

Проблемы остаются, а дети уходят. И как правило бегство от реальности в наши дни происходит в интернет, огромный ресурс, где можно с минимальными затратами найти подходящее для себя увлечение: игры, музыку, соцсети, кино и многое-многое другое. Это способствует отдыху, приносит массу удовольствия и расслабляет – создает, своего рода, зону комфорта, которую не хочется покидать.

Как правило в интернет сбегают дети, которые не находят должной поддержки и внимания у родных и друзей. Недостаток внимания и нехватка общения вынуждают искать единомышленников за пределами реальности, в которой обитает ребенок.

Однако, избыток внимания, также может стать причиной побега и поиска убежища, личного пространства. Если родители продолжают контролировать подростка и следить за каждым его шагом, интернет становится тем самым местом, где можно побыть одному и делать то, что ты хочешь, а не то, что хотят от тебя другие. 

Кроме того, исследования показали, что склонность к эскапизму тесно связана с характером индивида, так например экстраверты менее подвержены к побегам от реальности в виртуальный мир, чем , которые с легкостью находят там пристанище. 

Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом

– Привет, меня зовут Анна! Александра считает, что я – пример продуктивного эскаписта. Сегодня расскажу, как это переживается изнутри.

– Расскажи, пожалуйста, как давно это с тобой.

– Честно говоря, не знала, что меня можно называть эскапистом, пока не познакомилась с Александрой, которая назвала меня так. Когда вы погружаетесь в мечты, скорее всего, вам не придет в голову, что вы – эскапист. Если только вы не размышляли именно над этим, понимая, что нужно уже как-то назвать ваши мечтания, обозначить это состояние для других людей – особенно если мечты занимают полезное время. Или назвать, например, «Мама, я занимаюсь творчеством», или скрывать: «Я пойду к себе спать, да, хотя еще девяти нет».

Уход в фантазии, более или менее насыщенные, мне привычен давно. Для детей, вроде меня и моих сверстников, здорово, когда рядом был кто-то, кто мог сказать: «Ага, у нас здесь лес, здесь поляна, и мы сейчас будем теми-то». С возрастом, однако, способность преображаться и претворять окружение притупляется. Когда начинается школа, ты занят другим. Переезд тоже влияет на сложившиеся связи, где кто-то мог поддерживать игру – дополненную реальность. Но с возрастом способность воображать не обязательно притупляется, она может измениться.

Например, я начала писать истории, чертить карты, создавать алфавиты, рисовать растения и животных. Не считала, что я эскапист, просто это было хобби, любимое занятие. Отчасти на это мог повлиять переезд, когда знакомых рядом не оказалось, где-то в очень-очень раннем подростковом возрасте. Ребята из нового круга общения, впрочем, тоже не возражали заняться чем-то из этого – эпоха до расцвета интернета и компьютерных развлечений.

Возвращаясь к роли воображения, оно помогало при учебе тоже. Например, одно дело, когда преподаватель в школе говорит: «История такая-то, учите, читайте параграф такой-то». История вообще интересный предмет, но когда говоришь себе: «Хорошо, а вот если бы я попала в эти события – ничего же себе!» Тогда ты чувствуешь, что хочешь узнать, что там дальше. И больше – как жили тогда люди, каким был их досуг, их уровень жизни?

Кроме того, топливо воображения полезно, когда ты хочешь написать какую-то книгу. Например, твой герой должен добраться до какого-то города на лошади. Сидишь и думаешь – сколько времени займет эта поездка? А если дорога разбитая и через лес? И ты идешь и ищешь, сколько люди путешествовали в Средние века, что влияло на их путешествия – все такие мелочи. Эскапизм дает топливо для того, чтобы глубоко копать в поисках нужных сведений. Как правило, этого достаточно, чтобы запоем читать серьезные научные труды. Моя домашняя библиотека заметно расширялась за счет моих пристрастий. Чтобы углубиться в свой мир, мне надо было знать очень много о том, как устроена жизнь вокруг – и сейчас, и когда-то.

Сейчас я уже отучилась в институте, работаю. Вы можете спросить – что сейчас мне дает эскапизм? Для меня он полезен в работе. Например, он отличается от погружения в творчество. Например, моя подруга, когда ее заваливают работой, жалуется: «Все, у меня голова кипит, жду не дождусь, когда пойду расписывать свой платок, но у меня нет на это времени». Я думаю – да, но мне-то как повезло! Мне-то надо просто представить себя одним из персонажей, который, на мое счастье, чувствует себя несгибаемым, разбираясь с горами работы, – и я спокойно делаю свое дело и чувствую себя даже увлеченно. В этом разница. На тебя смотрят и думают: «Бедная, у нее столько работы! Какой трудоголик!», но в этот момент я ас в своей деятельности, мне хорошо!

Или на тебя «накидывается» домашняя работа – посуда, уборка. Еще недавно ты был тем, кто повелевает бумажками, а тут грязная раковина! Сидишь и думаешь – я не могу, я на это уже не способен! Но появляется еще один твой персонаж, который говорит: «Знаешь, со мной в жизни столько всего было, твоя посуда – это ерунда», он засучивает рукава и моет посуду, пока ты размышляешь о его тяжелой судьбе, треплешься с ним в удовольствие, и дело делается!

Когда у тебя есть мир и продуманные персонажи, с ними хорошо о чем-то болтать. Предмет уже зависит от характеров. Например, один может быть полнейшим мерзавцем, который отрицает современные нормы морали, но с ним здорово спорить, обсуждая обстановку где-нибудь на Ближнем Востоке. Это со мной до сих пор, и оно не уходит.

– А сколько примерно по времени ты погружаешься в эти мечты?

Думаю, что целый день так или иначе. Это может быть не очень глубокое или долгое погружение, но они случаются более-менее постоянно. Самое худшее, когда это состояние наступает ночью, когда ты уже готовишься спать. Если у вас бывает бессонница, наверное, вы очень не любите это осознание: когда только недавно вы хотели спать, а сейчас вам грозит ночь наедине с собой. Я тоже не люблю. Бывает «плохая бессонница», когда просто не спишь, но бывает «продуктивная», когда персонажи неожиданно начинают болтать друг с другом, и ты понимаешь, что надо срочно достать планшет и это записать, потому что утром будет интересно прочесть, но если не записать, то не запомнишь. Так что, к сожалению, иногда уже час ночи. Два, три, четыре. Ты не спишь, и только в пять утра они, наконец, заканчивают свои очень важные беседы. Ты кладешь планшет и выдыхаешь. Спишь сладко после этого, только вот недолго.

– Скажи, персонажи, с которыми ты беседуешь, которые тебе помогают, имеют реальную основу или ты сама их полностью придумываешь?

– Можешь рассказать про сюжеты?

Входить в сюжеты очень весело, но ресурсоемко. Интересным сюжет делает и атмосфера. Например, известно, что в китайском зодиаке 12 животных, определяющих год, и 5 стихий, кодирующихся цветом, но кроме года эта система затрагивает месяцы, часы и минуты, плюс все сопрягается со сторонами света и звездами. Вокруг этого мне довелось выстроить целое сообщество.

Исторический и культурный материал подсказывает, где хотелось бы побывать и кем. У героев разные характеры, цели, ценности. Они вступают во множество конфликтов, и прожить эти конфликты самому – ценно в эмоциональном плане и в аналитическом. В сюжете действуют барьеры, которые трудно воссоздать в жизни. Социальные различия, экономические, культурные, политические или религиозные. Эти дает попробовать столкновения на вкус, и выстроить очень заряжающий сюжет!

В нашей повседневной жизни мы не так уж часто можем позволить себе спорить с родными, близкими или кем-то, кто нам не нравится. Но если есть персонажи, то можно попробовать разные позиции конфликта с ними. Какой бы спор не был, это не вы ссоритесь, а они. Этот опыт обогащает. В какой-то мере, не прожив это, не проиграв в себе – трудно понять ценности, идеи других людей. Или стать устойчивее к тем чувствам, которые мы встречаем к себе в реальном мире. Например, коллега – вредный редиска, его привычки и поведение раздражают, но если проиграть такой характер, способы давления, появится закалка.

– Как окружающие тебя люди относятся к твоей особенности?

В принципе, я бы сказала, что большинство людей из знающих относится положительно. Хотя были те, кто говорил: «А ты в курсе, что за то время, пока ты занималась этим, ты могла бы заработать вот сколько?». Или: «Раз ты эскапист, у тебя одно полушарие может следить, как пробивается чек на гамбургер на дополнительной работе, а другое полушарие – что-то придумывать».

– Что дает тебе эскапизм?

Я бы сказала, что эскапизм дает мне чувство дополненной реальности. Можно иметь несколько точек зрения на происходящее. Можно выбрать из них ту «точку сборки», ту систему ценностей, которая дает ресурс чем-то заниматься (или не заниматься).

Если пошутить, то есть вещи, которые не просто решить с помощью эскапизма или персонажей – например, устойчивые занятия физическими упражнениями. Персонажи могут поддерживать, например, 3 недели, но потом у них «пробный период заканчивается». Они умеют подпитывать, но им тоже нужно топливо, чтобы давать поддержку.

Так что, пожалуй, чувство дополненной реальности, и еще чувство юмора. Кстати говоря, мне не всегда свойственно чувство юмора, а персонажам зачастую еще как! Поэтому, когда они приходят, то могут подсластить почти любую пилюлю порцией шуток.

Хотелось бы сказать, что в отношениях с действительностью и эскапизмом бывает прогрессия и регрессия. Если я сталкиваюсь с чем-то серьезным, важным, например, ссора с близким человеком или ответственное задание, в этот момент эскапизм уходит на задний план. Персонажи отодвигаются, расчищается место и ты сам у руля. Пока ты лично не разберешься, героев, «профанов» ты к рулю не допустишь. Продуктивный эскапизм ведет в ресурсное место, из которого ты выходишь лучше готовым к самоотдаче во внешнем мире.

– Что обозначает сеттинг в данном контексте?

Сеттинг – это окружение для персонажей, мир и время действия сюжета. Проще говоря, когда ты прописываешь условия – есть там магия или нет, пустыня это или лес. Всю совокупность данных можно назвать сеттингом или сценой.

– Как часто надо менять сеттинги? В единицу времени ты существуешь в одном сеттинге или в нескольких сразу, по каким критериям их выбираешь?

У сеттинга как ресурсного места, действительно, есть предел, после которого он может истощиться. Иногда можно заметить, что спустя несколько дней он поддерживает не так хорошо. В общем же сеттинг может давать силы несколько месяцев, иногда даже – несколько лет. Когда он восполняет чуть хуже, можно переключиться ненадолго на другой. Затем снова вернуться. Таким образом, поддерживать удобно два – ведущий и дополнительный. Мне удобнее поддерживать один сеттинг в глубоком вовлечении несколько дней. Однако бывает, что какие-то события в жизни требуют присутствия другого персонажа, из другого сеттинга, но лучше приспособленного. Тогда для этого требуется его вызвать.

Когда поддерживаешь сеттинги, появляются бытовые мелочи, относящиеся к нему. Например, если сеттинг имеет отношение к Азии, скорее всего однажды захочется поставить недалеко китайские чашечки для чая. Такие мелочи помогают легче настроиться на нужную волну. Допустим, один персонаж любит запах курительных палочек или четки, или броши с ювелирными камнями. Его будет легче вызвать, если взять связанную с ним бирюльку.

И сеттинг, и героя выбираешь интуитивно, исходя из жизненных обстоятельств и настроения, исходя из качеств, которые нужны. Как правило, внешний мир подсказывает, что будет ближе.

– То есть внешний мир вызывает персонажей, а не сеттинг?

Происходящее в нашей жизни влияет на то, какой сеттинг мы хотели бы видеть своим ресурсным местом, а еще на то, персонаж с какими качествами может стать нашим дополнением. Сам по себе сеттинг питает образ персонажа, а детали сеттинга в повседневной жизни могут помочь вызывать нужное настроение и нужного героя. Но запрос на сеттинг и на персонажа исходит из нашего самоощущения, а это, в свою очередь, часто зависит от внешнего мира, от нашей потребности в том или ином ответе на вызов.

В конце концов, мы всегда взаимодействуем с реальностью, и хорошо, когда можно сделать ее интереснее или удобнее. Реальность и фантазия сцепляются благодаря событиям.

Не мешает, нет. Я воспринимаю обстановку дополнено, будучи и там, и там. Я не «превращаюсь» полностью в кого-то другого. Не становлюсь полностью персонажем, который будет гаркать на босса, например. Однако, да, есть вещи, которые могут помешать взаимодействию. Например, если у героя эмоциональная травма из-за последствий его сюжетной линии, из-за тяжелой ситуации, которую за него проигрывал, то бывает трудно радоваться во внешнем мире, пока не залечишь его душевную рану, не найдешь для него самого способ найти внутреннюю опору.

– А ты видишь мир или ты его конструируешь? Персонажи на тебя выходят или ты на них?

Мне кажется, что сначала во внешнем мире встречается что-то, оставляющее впечатление. Своего рода семечко, которое может со временем «вырасти» во внутренний мир, его героев, его истории. Особенно если «полить» такое семечко впечатления образами, которые дополнят картинку. Тогда сеттинг, мир достраивается и оживает – тем глубже, чем больше информации ты привлекаешь. Тогда его персонажи растут и делаются тем сильнее и ресурснее, чем больше ситуаций пережить с ними. Герой, обычно, появляется раньше всего. Сначала это впечатление от него, неуловимый слепок, манеры, привычки. Тогда начинается интуитивный поиск его имени. Потом углубляются интересы персонажей и окружение. Это взаимное движение навстречу в темноте. Если кто-то из героев «активен», тогда обращаешь больше внимания на вещи, которые привлекают этого персонажа. Более художественная личность побуждает любоваться, например, тем, как солнце или фонари просвечивают сквозь листву, или какие точные дизайнерские линии у проезжающих дорогих автомобилей. Мир играет разными оттенками в зависимости от того, какой ты, и можно быть другим, если смотреть на вещи глазами персонажа не очень на тебя похожего.

– Как ты себя сейчас ощущаешь при таком публичном внимании? Присутствует ли здесь кто-то из твоих персонажей сейчас?

Сейчас с вами просто я. Конечно, было бы естественно предположить, что я, например, сейчас в чьей-нибудь шкурке. Например, если бы я боялась выступать перед публикой, и сейчас кто-то спасал меня из этого положения. Однако это просто я. Дело в том, что владение разными характерами и героями дает накопительный эффект, выправляя проблемные черты и позволяя быть собой с не меньшим удовольствием и спокойствием. Как я себя ощущаю сейчас? Дружелюбно и очень хорошо. Я не стесняюсь, когда вижу много людей. Мне очень приятно с вами общаться, и для этого не требуется вызывать кого-то, кто бы помог мне преодолеть страх общения с публикой. Но я даже сейчас чувствую, что да, неподалеку есть один персонаж. То есть он не принимает никакого участия, просто выжидает, поскольку я собираюсь скоро вернуться к его истории.

Куда приводит чрезмерный эскапизм

Иногда человек полностью уходит в иссле­до­вание себя и своих возмож­ностей, желая быть сво­бод­ным от рамок и стерео­типов, ограни­чиваю­щих выбор. Он начи­нает сти­рать свою социаль­ную идентич­ность. Изоли­руется и отри­цает нужду в других, погру­жает себя в вакуум и одино­чество.

Для живого человека это сложный и несвойст­вен­ный путь, поскольку мы — социаль­ные живот­ные и нуж­даемся, чтобы нас отра­жали другие. Если этого не проис­ходит, сти­рается ощуще­ние гра­ниц себя и реаль­ности своего сущест­вования. Чело­век может схо­дить с ума или не выдер­жать депри­вации, что в исклю­чи­тель­ных слу­чаях при­водит к суициду.

Жизнь в виртуальности

Самая большая опасность интернета заключается в “зависимости”. Поиск спасения на просторах мировой сети делает детей зависимыми от виртуального пространства, вопрос лишь в степени этой зависимости.

Считается, что наибольшую зависимость взывают онлайн-игры, они привязывают к себе детей быстрее, чем другие “убежища” и этому есть логичное объяснение. Психика подростков недостаточно устойчива и легко подвержена влиянию. Игры разрабатываются психологами и нацелены на получение пользователями удовольствия и положительных эмоций.

В общем, игры дают то, что так необходимо личности для получения удовлетворения. Помимо желанных бонусов и наград, игры обеспечивают общение с другими людьми, единомышленниками, и позволяют создать идеального себя.

Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом

Где грань позитивного и негативного эскапизма

Грань опасного ухода от реальности — это когда переклю­чение на реаль­ность после мира игры, празд­ника, фан­та­зий и острых пережи­ва­ний стано­вится с каж­дым разом труднее. Когда при встрече со слож­ностью хочется снова убежать в размыш­ле­ния или посмот­реть сериал, но не решать про­блему.

Когда вы начинаете пренебрегать своими базо­выми или реаль­ными потреб­нос­тями. Перес­таете выдер­живать неприят­ные чувства. Теряете связь с телом и ощуще­ниями. Долго нахо­дитесь в одино­честве и совсем не желаете общаться с дру­гими людьми. Вы про­дол­жаете свое физи­ческое сущест­во­ва­ние, но оно стано­вится иллю­зией, надоед­ливой необхо­ди­мостью, серой ску­кой в срав­нении с пережи­ва­ниями и яркими крас­ками вир­туаль­ного мира.

Чувство собственной важности

Казалось бы, ответственность и интернет – понятия несовместимые. Не ужился в одном месте, перешел в другое. Но нет, бывает наоборот. Несмотря на виртуальность пространства, люди в сети сидят реальные. А онлайн-игры – пространства, где необходимо постоянно находиться в команде. Они заменяют ребенку такие недостающие компоненты, как общение, доверие, ответственность и значимость.

Играя в команде, ребенку ничего не остается, кроме как довериться товарищам. При этом он также понимает, что это доверие обоюдное, он и команда связаны.

Отсюда возникает ответственность и необходимость быть на уровне, не отставать и не подводить коллектив. Этот же аспект вселяет в подростка чувство собственной важности и необходимости в виртуальном мире, что еще больше затягивает и уводит его от реальности. Естественно, это пагубно сказывается на учебе, живом общении и отношениях в семье.

Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом

Откуда он берется

Человеку присуще поддерживать свой при­выч­ный уклад жизни — это необхо­димое усло­вие, чтобы ощу­щать безо­пас­ность и стабиль­ность. Зна­ко­мые дейст­вия и ритуалы, кото­рые мы повто­ряем изо дня в день, форми­руют нашу иден­тич­ность.

На дру­гом полюсе от рутины всегда есть жела­ние от нее освобо­диться, встре­титься с чем-то новым — кото­рое устроено по дру­гим прави­лам и разви­вает в нас новые грани. Нам хочется избежать скуки, рутины, напря­жения, встречи со слож­нос­тями и социаль­ной адап­та­цией, моно­тон­ного сущест­во­ва­ния.

Как избежать эскапизма?

Как уже было сказано, полностью избежать эскапизма невозможно, и иногда всем требуется перерыв. Важно предотвратить неконтролируемый побег от действительности и замену реального мира виртуальным. Если ребенок проявляет признаки потери связи с настоящим миром, а виртуальные герои и проблемы волнуют его больше, чем собственные, стоит отнестись к этому серьезно.

Избежать появления эскапизма и ухода ребенка в интернет с головой помогут четыре простых, но важных совета:

  • Ограничить время нахождения за компьютером.Ограничить, не значит установить жесткие рамки. Рамки должны быть, но плавающие. Если учеба требует компьютера, время ребенка на отдых за просмотром фильма и общением с друзьями через соцсети никуда не меняется. Приход друзей тоже может стать послаблением временных рамок сидения за компьютером. Однако, важно понимание ребенка: компьютер и отдых не должны влиять на учебу, мешать выполнению домашних работ и сну.
  • Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером физически.Компьютер лучше всего ставить в зале, чтобы ребенок не оставался с ним наедине. Такой шаг позволит не только приглядывать за ребенком, но и быть непосредственным участником его жизни.
  • Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером психологически.Запретом использования гаджетов в этом случае делу не поможешь. Уход от реальности на просторы интернета –  протест против окружающего, и запрет увеличит зависимость. Как известно запретный плод сладок. Задача взрослого, понять, что привлекает ребенка в интернете, чем он увлекается и чего ему не хватает. Увлечения ребенка – связующее звено между ним и родителями. Обсуждайте, но не осуждайте, это вызовет доверия и поможет избежать эскапизма, а также откроет глаза на потребности подрастающего индивида. Так например, если ребенок играет в шутеры, значит он черпает оттуда адреналин, предложите ему заняться спортом. А если зависает в социальных сетях, вероятно, ребенку не достает общения, тогда попытайтесь создать группу единомышленников из детей друзей или соседей, но не в коем случае не навязывайте дружбу.
  • Альтернативное времяпрепровождение за компьютером.Необязательно требовать от ребенка бросить компьютер, предложите альтернативные занятия без отрыва от любимого экрана. Например, найдите курсы компьютерной графики или программирования. Такие курсы, конечно, сблизят подростка с компьютером, но при этом откроют новые горизонты и принесут пользу. Ребенок научится создавать то, чем увлекается и восхищается.

И помните, интернет и компьютер – это не всегда плохо, главное, чтобы в меру.

Выход из реальности может принимать любую форму

Самый легкий — это фантазии и прост­ранство интер­нета со всеми его безгра­нич­ными идеями и обра­зами. Чело­век может зайти в брау­зер с прагма­тич­ным запро­сом найти инфор­мацию, но через какое-то время обна­ру­жить себя путе­шест­вую­щим по стра­ницам инста­грама, забыв о своей перво­на­чальной цели.

Новое идеальное “Я”

Не важно, будь то игра, социальная сеть или сообщество, в интернете есть возможность “создать” себя заново, скрыть что-то нежелательное и выставить напоказ то, что может принести “признание” в интересующих тебя кругах. Казалось бы, за каждым аккаунтом стоит живой человек со своим именем и фамилией, но нередко это единственное, что объединяет реального человека и его виртуальную жизнь, а зачастую и эти простейшие и очевидные вещи далеки от реальности. 

В играх, помимо возможности создания идеального психологического образа, можно создать еще и образ физический. Этим ситуация усугубляется.

Ребенок начинает воспринимать себя, как персонажа игры. Со временем реальность стирается и отражение в зеркале уже не кажется ребенку родным. Он становится тем персонажем, за которого играет, а игра становится второй, если не первой, главной реальностью. Это и есть эскапизм в чистом виде.   

Чем чревато такое поведение?

Иногда, даже взрослым людям тяжело справляться с навалившимися трудностями, и они на время вынуждены менять обстановку, погружаться в чтение книг или искать новые хобби. Так чего же ждать от детей и подростков, мир которых полон опасностей и неизвестностей на каждом шагу?

Эскапизм не значит плохо, иногда он дает возможность перевести дух и набраться сил для движения вперед. Детям, так же как и взрослым, необходим перерыв, и в побеге в интернет нет ничего страшного, но ровно до тех пор, пока это поддается контролю.

Неконтролируемый побег в «убежище», который проявляется в 5 пунктах, обозначенных выше, – повод бить тревогу. Появление вышеперечисленные признаков эскапизма, ни к чему хорошему в дальнейшем не приведет. Результат такого неконтролируемого побега будет плачевным. 

Бегство в виртуальный мир приведет к потерям всех реальных связей и контактов и непременному разрыву межличностных отношений в семье и с друзьями. Кроме того, со временем ребенок утратит способность к творчеству и разучится созидать, что сделает его пассивным потребителем удовольствий.

Также, несмотря на физическое взросление, подросток так и останется подростком на эмоциональном и психологическом уровнях. Это негативно скажется на становлении его личности.

Не научившись решать простые задачи в детстве, не обладая способностью преодолевать сложности и преграды на своем пути и сражаться за “свою правду”, человек вырастет инфантильным и совершенно не готовым к жизни. 

Это суровая правда, но это не значит, что с этим ничего нельзя сделать.

Как понять, что вы перегибаете с эскапизмом

Признаки побега от реальности в виртуальные миры

  • Нахождение за компьютером приносит ребенку больше счастья и радости, чем любые другие занятия.
  • Невозможность заставить ребенка оторваться от экрана, а сам он попыток к этому не предпринимает.
  • Опустошенный вид ребенка после выключения компьютера.
  • Время, проводимое ребенком за компьютером, увеличивается, а успеваемость падает.
  • Компьютер – центр вселенной ребенка. Все остальные элементы и составляющие его жизни отошли на задний план.

Позитивная сторона эскапизма

Мы все ярко ощутили ее на каран­тине. Закры­тые в четырех стенах, мы могли виртуально гулять по любому музею мира. Смот­реть экскур­сии или онлайн-концерты. Зани­маться экран­ным сексом.

Когда ограни­чения закон­чились, многие столк­нулись со слож­ностью выхода в реаль­ность людей и комму­никаций. Неко­то­рым пришлось снова учиться взаимо­дейст­вовать и наблю­дать за окру­жаю­щим миром.

Эскапизм помогает справиться со стрес­сом моно­тонии, облег­чить и выдер­жать скуку, дает заряд энер­гии. Однако можно дойти до точки невоз­врата, когда нет жела­ния возвра­щаться обратно, в реаль­ный мир. Напри­мер, компью­тер­ная игра, где вы управ­ляете супер­ге­роем со способ­нос­тями, кото­рые невоз­можны в реаль­ном мире. В реаль­ном мире вы обнару­живаете скуд­ность своих возмож­ностей и деко­раций окружаю­щей действи­тель­ности.

Оцените статью
Добавить комментарий